На главную страницу Об авторе Контакты

Творческие интенции юности

Молодые художники, пришедшие в отечественное искусство в начале 21 столетия, органично и творчески продолжают традиции живописи, созданные художниками старшего и среднего поколения. Осознанная творческая и выставочная деятельность молодого ставропольского живописца Евгения Пономаренко началась с приходом нового века, тысячелетия, что уже само по себе символично. Минуя период становления школы, молодой художник сразу обратился к поиску своего индивидуального стиля и с тех пор не перестает удивлять ценителей современного реалистического искусства самобытностью таланта и оригинальностью художественного мышления. В 2007 году, успешно закончив Ставропольское Краевое Художественное училище, он становится студентом МГАХИ им. В.И. Сурикова. С тех пор работы Евгения Пономаренко неоднократно экспонировались на многих выставках в Росиии и за рубежом. На ХХХ Молодежной выставке МОСХа за холст "Jump" он был удостоен Диплома II степени. 

Искусство Евгения Пономаренко вобрало в себя импрессионистическое богатство световоздушной среды, чистую чувственную и эстетическую свободу русских символистов, декоративизм и эклектику европейского модерна и, отчасти, стилизации форм раннего экспрессионима. Эти черты его творчества определяются не столько умелым обыгрыванием художественной формы или, тем более, банальным цитированием, сколько самим мироощущением живописца, глубоко чувствующего и понимающего эстетические нормы своей эпохи. В образном решении его произведений отражается то слияние конкретности и условности, времени вечного и быстротечного, без которых немыслимо воплощение современного человеческого мировосприятия. Именно поэтому, произведения Евгения Пономаренко действительно современны. Художник желает показать связь прошлого и настоящего, процесс неустанного разрушения и становления традиции во времени. Часто действие его картин совершается в условном живописном пространстве, например, цветов и зелени («Надежда», «Девушка на фоне роз»). Стилизованные фрагменты некогда целостной системы прошедших эпох соединяются во что-то новое и конкретное – летящего скейтбордиста («Jump») или кружащихся подруг («Сестры»), лица которых имеют портретные черты, а фигуры, как и пространство вокруг уплощаются, а иногда, заполняются полосами орнамента («Солоха»). Этим приемом Е.Пономаренко достигает не только декоративного эффекта, но и придает внешне статичным композициям внутреннее движение.

Стоит отметить внимание художника к передаче света, пронизывающего воздух и дающего вещам зримость. С его помощью на живописных полотнах раскрывается цветовое богатство предметов, меняется их форма, демонстрирует богатые семантические и эмоциональные обертоны, передается динамика окружающего мира, взывая к разуму, воображению и эмоциям воспринимающего.

В произведениях молодого живописца ясно прослушиваются пронзительные лирические интонации. Они проявляются в светлом, жизнеутверждающем звучании образов, открытой радости творчества. Некоторые из произведений художника и в самом деле поразительно музыкальны: «Вера», «Тысяча и одна ночь», «Танго» имеют свою внутреннюю мелодическую составляющую. Тогда как «Звон» парадоксально поражает своей тишиной. Речь здесь идет о той онтологической, продуктивной паузе, той экономии изобразительных средств, когда сказано мало, но эмоции, ассоциации, воображение зрителя словно устремляются в бесконечность.

Возможно, здесь проявился дар художника найти свою индивидуальную позицию, которая проявилась, прежде всего, в стремлении разрешить серьезные смысловые и пластические проблемы, в желании во всем «дойти до самой сути», что так свойственно молодости.

Так Евгений Пономаренко неустанно ищет новые возможности для самовыражения и развития своего профессионального мышления.

Епишин А. С.
научный сотрудник Государственного центрального музея
современной истории России,
аспирант Отдела художественной критики НИИ
теории и истории изобразительных искусств РАХ